К энергоэффективности по-взрослому

08.11.2010

«В маленьких городах зачастую ситуация смотрится очень и очень тяжело: счета растут, изменений никаких», - сказал глава России.

Начали заниматься по-взрослому

Слова эти прозвучали во время очередного заседания комиссии по модернизации, на котором главным вопросом повестки дня была проверка готовности региональных программ повышения энергоэффективности.

«Решая эти задачи, мы, по сути, создаем контуры новой экономики, создаем новые предприятия, новые отрасли, вносим улучшение в экологическую ситуацию, - отметил Дмитрий Медведев, открывая заседание комиссии. - Проект этот сложный, и, надо признаться, сделали мы пока немного, но уже начали этим заниматься по-взрослому».

По словам главы государства, одобренная правительством новая госпрограмма энергосбережения и повышения энергоэффективности предполагает снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 13,5% к 2020 году. Правительство РФ в ближайшие три года направит почти 17 млрд рублей на софинансирование региональных проектов по энергоэффективности.

Дмитрий Медведев уверен, что в перспективе энергосбережение должно привести к существенной экономии расходов населения на услуги ЖКХ.

По словам Дмитрия Анатольевича, качество региональных программ энергоэффективности оставляет желать лучшего. «Не везде определены целевые показатели и индикаторы исполнения, не конкретизированы мероприятия и механизмы финансового обеспечения и управления программами», - заявил президент.

Даешь Сколково в ЖКХ!

Слова президента можно считать руководством к действию, поскольку сейчас провозглашенная реформа вследствие ряда причин пробуксовывает.

Российские программы энергоэффективного ЖКХ практически сразу же столкнулись с целым рядом серьезных препятствий - финансовых, юридических и технических. Для их решения необходимо приводить в соответствие с требованиями времени всю нормативно-правовую базу, регулирующую отношения между субъектами ЖКХ. Работа по этой проблематике ведется сегодня на всех уровнях государственной власти и управления экономикой. Ищут решения существующих проблем и сами предприятия коммунальной отрасли.

Поскольку львиная доля финансовых ресурсов сосредоточена в настоящее время в районе мегаполиса Москвы, то и наиболее заметные успехи по реализации закона «Об энергосбережении», естественно, наблюдаются именно в этом регионе.

Например, в конце лета этого года столичная выставка-семинар «Промышленность. Инвестиции. 2010» была целиком посвящена вопросам энергосбережения.

«С момента принятия закона «Об энергосбережении» прошел почти год, - сказала директор Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства ВАО Москвы Анжела Раевская, открывая встречу, - многие вопросы так и продолжают оставаться без ответов. Однако времени у нас совсем немного. До конца 2012 года на все здания будут выданы энергетические паспорта и определены квоты на потребление коммунальных ресурсов. Но их фактический расход может оказаться значительно выше этих квот, если сейчас не проводить никаких мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности жилого фонда. А за сверхнормативное потребление собственникам придется платить совсем по другим тарифам. Спасибо они за это эксплуатирующим организациям не скажут, и судьба последних будет решена сразу».

На семинаре было отмечено, что прежде чем приступать к реализации энергоэффективных мероприятий, нужно определиться с их составом и очередностью. Проще говоря, специалистам управляющих компаний необходимо понимать, где энергопотери наиболее высоки, что нужно делать в первую очередь и какие действия дадут наибольший и скорейший экономический эффект. Исчерпывающий ответ на эти вопросы может дать только комплексный энергоаудит, проведение которого, в числе прочего, и предусматривает закон «Об энергосбережении».

К сожалению, препятствий на этом направлении предостаточно. Так, например, по состоянию на середину августа 2010 года в государственном реестре было зарегистрировано всего 6 саморегулируемых организаций (СРО) в области энергоаудита, объединяющих немногим более двухсот аудиторских компаний. И это на всю страну, тогда как только Москве, по некоторым оценкам, требуется несколько тысяч энергоаудиторов.

И все же направление главного удара вполне просматривается. По словам Ольги Фоломеевой, заместителя генерального директора ГУП «Московский городской Единый информационно-аналитический центр» (МОСГОРЕИАЦ), на долю теплоснабжения приходится почти половина (42%) суммарного энергопотребления московского ЖКХ. На втором месте находится горячее водоснабжение и на третьем - электроснабжение. Всего же коммунальный сектор потребляет треть всех городских энергоресурсов. Сходная картина наблюдается в целом по России.

Второй существенной проблемой, как отметили участники семинара, являются источники финансирования. По закону выполнять подобные проекты будут специализированные энергосервисные компании (ЭСКО), привлекающие сторонних инвесторов. А возврат вложенных средств предполагается осуществлять за счет полученной экономии. «Конечный потребитель не должен платить ничего сверх тех коммунальных платежей, размер которых фиксируется на момент начала модернизации, - объясняет главный экономист дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка России Дмитрий Лёушкин. - В этом состоит идеология энергосервисного контракта».

На практике все оказывается не так просто. Дело в том, что банкам (а именно они в большинстве случаев выступают в качестве сторонних инвесторов) необходимы гарантии возвратности средств. Но поскольку у вновь образованных энергосервисных компаний нет ни материальных активов, ни кредитной истории, таких гарантий они предоставить не могут.

Интересные решения предлагают и некоторые ресурсоснабжающие организации. Так, по словам ведущего специалиста Центра по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт» Дмитрия Владимирова, «Мосэнергосбыт» уже сегодня готов финансировать реализацию энергоэффективных проектов в системах электроснабжения жилых зданий. «Мы предварительно согласовываем с управляющей компанией перечень необходимых работ (например, замена осветительных приборов, лифтового оборудования, приборов учета электроэнергии и т.д.), затем производим их своими силами, а средства возвращаем за счет полученной в результате экономии электроэнергии, - объясняет специалист. - Возможен и другой вариант. В течение какого-то времени эксплуатирующая организация может не перечислять нам деньги за электричество, аккумулируя их, чтобы потом потратить на реализацию тех или иных предварительно согласованных энергоэффективных мероприятий. Возврат средств также осуществляется за счет полученной экономии электроэнергии».

Таким образом, несмотря на все существующие сегодня трудности в реализации энергоэффективных проектов, их осуществление все-таки возможно. В том случае, если всем заинтересованным сторонам удается найти общий язык. И определяющую роль в этом многостороннем диалоге играют муниципальные структуры, способные оказать коммунальным предприятиям значимую организационную, а подчас и материальную поддержку.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Дмитрий Дмитриенко, губернатор Мурманской области: «Развитие промышленного потенциала тесно связано с ростом диверсификации ресурсной базы энергетики и внедрением интеллектуальных электрических сетей. Они должны обеспечить оптимальное энергопотребление и позволить бесперебойно осуществлять электроснабжение с максимальной энергоэффективностью».

Евгений Никора, председатель Мурманской областной думы: «Совместная задача энергетиков и правительства области - подготовить программу по строительству новых производственных мощностей, модернизации старых, сокращению потерь в сетях и повышению собираемости платежей.

...Если муниципальные предприятия работают неэффективно - значит, глава муниципального образования не справляется. Тут все очень просто. И в решении этих вопросов энергетиков может поддержать региональная власть».

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Антон Белов, заместитель начальника теплового отдела компании «Данфосс»: «Комплексная модернизация систем теплоснабжения многоквартирных жилых зданий позволяет получить экономию тепла до 35-45%. Установка в системе отопления автоматизированного узла управления (АУУ) или индивидуального теплового пункта (ИТП) совместно с балансировкой отопительной системы по стоякам снижает теплопотребление в среднем на 20-25%. А использование радиаторных терморегуляторов в комплексе с индивидуальными счетчиками-распределителями, устанавливаемыми непосредственно на отопительных приборах, усиливает этот эффект еще на 15-20%. Причем некоторым экономным жильцам удается снизить свои затраты на отопление на 50-60%».

NORD-NEWS.RU

http://www.nord-news.ru/main_topic/?mtopicid=135