Принципиальные различия

На первоначальном этапе создания объекта недвижимости вся ответственность возложена на генерального подрядчика. Который в свою очередь, сравнительно недавно, как субъект был включен в систему саморегулирования.

Но уже следующий этап – это передача дома под контроль собственника, на котором лежит ответственность за эксплуатацию дома. То есть в руки тех организаций, которые будут ответственны за дальнейшее «функционирование» конкретного дома. В этом случае в интересах собственников выбирать профессиональных управленцев, а не проходимцев с улицы. Даже если строительная компания со своей стороны сделает все возможное для дальнейшего качественного эксплуатирования и пользования дома, очень многое зависит от того, что будет происходить с ним дальше. Но, как правило, раньше этот процесс происходил следующим образом - после получения лицензии на строительство, строительные компании просто «умывали руки». В том смысле, что процесс строительства остается бесконтрольным, что не может не отразиться на качестве конечного проекта строительства.

Кто будет отвечать за некачественно отстроенный объект? За обвалившуюся штукатурку, дверь, а то и стену? Строительная компания, которая еще недавно так рвалась получить заветную лицензию, в этом случае отходит на второй план и просто напросто оказывается не при чем. Все бремя ответственности ложиться на хрупкие плечи чиновника, выдававшему до этого времени лицензии. И жертвует он ни чем иным, как размером заработной платы.

С боем курантов 1 января 2010 года все строительные компании, уже с не действующими лицензиями, были вынуждены, для продолжения своей работы, получить заветный допуск, вступив в саморегулируемые организации. Получается, что вступление является обязательным, потому как, мало кто захочет уходить с рынка просто так. А многих подрядчиков вполне устраивали и предыдущие условия работы.

Слово «работы» в предыдущем предложении является ключевым. А о какой конкретно работе идет речь? Фронт работы строительных компаний настолько обширен, что с первого раза всего сразу и не упомнишь. К примеру, для того чтобы построить дом, как минимум нужен – каменщик, электрик, плотник и еще огромное количество разных профессионалов, без работы которых, строительного объекта как такого, просто может не быть.

Но поскольку процесс организации такого вида работы структурно очень сложен, то надо полагать, что должен существовать некий единый стандарт деятельности, некая точка отсчета, которая позволит контролировать трудоемкий процесс распределения ответственности на всех этапах выполнения работы.

И здесь возникает еще один вопрос – а по какому принципу можно определить стандарт работы строительных организаций? Конечно, в этом случае лучше всего обратиться к букве закона – работа саморегулируемых строительных организаций ведется на основании Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон во многом перекликается с базовым законом «О саморегулируемых организациях»

И все же, есть ли возможность «подогнать под одну гребенку» каменщика, электрика и маляра? Осуществить этот процесс нереально, хотя бы по той причине, что невозможно установить одинаковую степень ответственности, за проделанную работу. Не спросишь одинакового с крановщика и маляра.

В этом смысле управляющие компании прошли на несколько шагов дальше. Во- первых система принудительного вступления в состав СРО здесь не действует. Это позволяет каждой отдельной управляющей компании сделать свой выбор самостоятельно. Во-вторых, деятельность управляющих организаций строиться на основании Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», классическая базовая модель, которая за время существования не претерпела изменений. Деятельность управляющих организаций вписывается под единый стандарт. Речь идет о том, что управляющие компании сами в состоянии распределить ответственность между подрядчиками. Несмотря на то, что деятельность управляющих компаний более масштабна по сфере своей деятельности. Каждая компания «в ответе за тех, кого она приручила», это позволяет регулярно отслеживать процесс контроля ответственных лиц.

В целом и общем хотелось бы еще отметить, что процесс саморегулирования в сфере управления недвижимостью, развивается очень активно. В мае 2009 года в Тамбове была запущена первая ласточка – семинар-совещание «Региональные аспекты мер по инновационному обновлению экономики: создание условий для малого и среднего предпринимательства; введение института саморегулирования в сфере ЖКХ; государственная поддержка деятельности структурообразующих региональных предприятий в условиях мирового финансового кризиса». Позже в Удмуртии была зарегистрирована первая саморегулируемая организация управляющая недвижимостью. И в сентябре эта проблема обсуждалась на более высоком уровне – в рамках IX Международного инвестиционного форума в Сочи 2009, и уже 29 января под эгидой проекта «Ответственность бизнеса» партия «Единая Россия» и представители более тысячи УК провели учредительное собрание Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью».

Хочется надеяться на то, что в ближайшее время уже будет оправдано основное преимущество введения системы саморегулирования, такое как - повышение качества строительных работ и предупреждение причинение вреда людям, окружающей среде и имуществу вследствие недостатков на объекте капитального строительства.

www.nosoun.ru