Играть по правилам

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" часто называют сокращённо «фондом ЖКХ» тем самым теряя самую важную стратегическую составляющую данного закона.

По этому поводу премьер-министр России Владимир Путин на встрече с Константином Цициным 12 февраля высказал следующее: «Важно, чтобы на рынке появлялись компании, которые бы не генерировали нам это аварийное жилье, его огромные масштабы, а, наоборот, помогали бы сделать следующий шаг - помогали бы содержать жилье в нормальном состоянии, своевременно приводить в соответствующее качество». Этой фразой он обозначил, так называемый, «следующий шаг». Что будет этим шагом? Попробуем разобраться в ситуации, просмотрев её в ретроспективе.

Для рыночной экономики совершенно очевидным является тот факт, что все процессы, связанные с производством и потреблением благ, должны осуществляться заинтересованными в получении результата субъектами. При этом получение частных благ должны финансировать его конкретные получатели, а общественных - государство. Такое понятие как «коммунальная услуга», безусловно, является благом намного более частным, чем общественным, и по этому оно должно производиться частным производителем, и что самое главное - финансироваться самими получателями, то есть собственниками. Или «инфраструктура» - необходима всем, а платить за нее отдельно никто не готов. В общем можно предположить, что основной целью реформы ЖКХ является превращение отрасли ЖКХ в полноценный и устойчивый рынок.

Таким образом, первой задачей являлось допустить на рынок коммунального хозяйства «игроков», которые будут заинтересованы в улучшении качества услуг и как результат увеличение своих собственных рыночных конкурентных преимуществ. Для этого был принят новый жилищный кодекс. Напомню, это было в 2004 году и это можно смело назвать началом реформы ЖКХ в России. Таким образом, ЖК создал ВОЗМОЖНОСТЬ для складывания рыночных отношений в отрасли. Реформа началась, но поставила много вопросов перед отраслью: «Что делать с тем жилым фондом, который находится в плачевном состоянии?»; «Как преодолеть огромное административное сопротивление со стороны органов гос. власти и муниципалитетов?»; «Как привлечь предпринимателей на пока еще незнакомый для России рынок?» и т.д. Собственно ответом на эти и многие другие стал 185 закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ» и здесь хотелось бы обратить внимание на то, о чем говорилось выше, с понимания разницы в названиях «фонд ЖКХ» и «фонд содействия реформированию ЖКХ».
Помимо важных задач по переселению из аварийного жилья и проведению капитального ремонта, фонд решил менее очевидную, менее заметную и совсем не конкретную задачу при первом рассмотрении. Фонд смог создать экономические стимулы для решения очень трудных вопросов: снизить административное давление на предпринимателей в этой сфере, создать перспективы для УК, взявших в управление жильё в «не самом лучшем состоянии». И уже сейчас (а деятельность фонда еще не закончена), можно сказать, что отрасль ЖКХ представляет собой РЫНОК и подчиняется многим рыночным законам. Задачи предыдущего этапа реформы ЖКХ в основе своей получили решение, а остальные получили тенденцию к естественному разрешению. Но уже сейчас можно заявить, что рынок начал требовать характерных для него явлений. Например, четких и понятных для всех «правил игры»; развитой инфраструктуры; конкуренции и т.д.

В целом процесс реформирования ЖКХ - это системный процесс, все его этапы взаимосвязаны и направлены на достижение одной цели. Сейчас этот процесс переходит на новый этап развития.

А это и есть тот самый «следующий шаг», о котором говорит Владимир Путин. И первые ласточки этого «шага» уже начали проявляться. 2 февраля Правительство РФ приняло концепцию "Комплексной программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы" и до 15 апреля текущего года Минрегион России должен разработать проект данной программы. И как заявил Виктор Басаргин в Екатеринбурге 19 февраля, «такой подход поможет уйти от системы латания дыр».
Система саморегулирования управляющих недвижимостью, появившаяся сейчас в России очень органично и своевременно вписывается в данную программу.

«Красной нитью» в концепции Программы проходят следующие тезисы:
  • Обеспечение нормативного качества коммунальных услуг;
  • Доступная стоимость услуг;
  • Создание эффективной инфраструктуры.

Эффективная инфраструктура. По определению инфраструктурой называется комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы. Т.е. все подсистемы, помогающие и обеспечивающие работу основной системы, будут являться инфраструктурой. Но вопрос вот еще в чем: является ли система регулирования рынка, инфраструктурой этого самого рынка? Безусловно, является. Правила экономической игры во многом объясняют, используют ли люди ограниченные ресурсы эффективно или растрачивают их впустую. Без достойного регулирования потребительских процессов основная система не сможет полноценно функционировать. Именно поэтому выстраивать эффективные отношения и регуляторы рынка не менее важно, чем тянуть трубы.

Следующее. Доступная стоимость услуг. Сейчас стоимость коммунальных услуг большей своей частью характеризуется словом «тариф», однако, изучая основы рынка, мы понимаем, что ключевым понятие является «ЦЕНА блага». Цена на рынке формируется под действием кривых спроса и предложения и это является единственным признаком и инструментом рыночного ценообразования. К сожалению, у нас пока действует такое понятие как «тариф», а тариф – это, ни что иное, как административно – закрепленная цена на благо. Цену формируют множество социальных и экономических факторов, в то время как тариф формирует волевое решение одного человека или органа. Надо понимать, что сейчас просто не удастся уйти от термина «тариф», но со стороны управляющих компаний содействием такому процессу может стать факт раскрытия «структуры» цены (об это сказал 18 февраля 2010 года В.С. Плескачевский на пресс-конференции в «Риа-Новости»). Таким образом, конкуренция на основе созданных саморегулированием правил будет являться инструментом сначала стабилизации, а потом и снижения стоимости коммунальных услуг.

И последнее. Обеспечение нормативного качества услуг. К сожалению, в условиях демократии и рыночной экономики нельзя директивно принять решение о том, каким нормативам должно соответствовать качество услуг. Решение это принимается в конструктивном диалоге между поставщиком услуг и их потребителем. Организации уже сейчас становятся организованными представителями производства услуг на федеральном уровне. Так же этот вопрос уже решается и со стороны собственников. Построив коммуникации, мы сможем формировать «живые нормативы», которые и станут тем самым мерилом качества коммунальных услуг.

Но в связи с этим нужно определиться еще и с развитием рынка в целом. Что с ним произойдет в свете очередного витка реформы ЖКХ. Управляющим компаниям необходимо совершенно очевидно понять, что ценовая эластичность спроса в развивающемся рынке будет только расти. Т.е. от того какую цену за какую услугу УК будут предлагать, будет зависеть то насколько много у них будут покупать. Участвуя в системе саморегулирования рынка, вы получаете возможность обеспечить для конкретного собственника «гарантию» получения блага и «гарантию» на возврат средств в случае предоставления некачественной услуги. Это как гарантия на ремонт при покупке кофеварки или холодильника.

Следующим советом для всех управляющих компаний станет перестать «выкачивать» средства из объектов, а начать создавать долговременный «жилищный капитал». И вся реформа направлена на то, чтобы отделить тех кто «паразитирует» на жилищном хозяйстве от тех, кто на нем зарабатывает и стремиться к капитализации своих активов.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что сейчас на очередном этапе реформирования ЖКХ от участников отрасли требуется понимания механизмов рынка и тенденций его развития. Этот рынок совершенно точно требует регулирования, но каким оно будет, пока зависит от нас самих.

www.nosoun.ru