Как саморегулируемая организация может защитить своих членов?

На основании Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вправе проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным правовыми актами.

С момента утверждения руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодного плана проведения плановых проверок данное мероприятие носит для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей императивный характер.

Исключение составляет лишь порядок проверки членов саморегулируемой организации. Согласно п. 10 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок. Что касается внеплановых проверок, вышеуказанный закон предоставляет саморегулируемой организации право самой принимать участие при проведении проверки.

В практике встречаются случаи, когда уполномоченные органы при планировании проверок членов СРО, вступают в противоречие с законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Например, в Удмуртской Республике (далее по тексту – УР) осуществляет свою деятельность Некоммерческое партнерство управляющих многоквартирными домами Удмуртской Республики «Управдом» - член Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью», которое внесено в государственный реестр саморегулируемых организаций в соответствии с Федеральным законом РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

Согласно сводному плану плановых проверок на 2010 год, опубликованному на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, 15 управляющих компаний, входящих в состав членов Партнерства подлежали проверке. Действия уполномоченных органов в данной ситуации полностью противоречат норме закона № 294-ФЗ от 26.12.2008. Однако вопрос разрешился только после официального обращения НП «Управдом» в Генеральную прокуратуру РФ, в котором было указано на нарушение Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. Результат не заставил себя долго ждать – проверки были отменены по 14 организациям, включенным в план.

В данном случае саморегулируемая организация выступает гарантом по вопросам защиты прав ее членов.
С одной стороны может показаться, что уклонение от подобного рода проверок, может снизить качество работы управляющих компаний и роль СРО в целом. Но надо понимать, что, вступая в СРО, в первую очередь процесс контроля возложен на контрольные органы, сформированные самими управляющими компаниями, что позволяет им отслеживать качество работы «изнутри». В свою очередь органы государственного контроля (надзора) или органы муниципального контроля должны принимать участие в разработке правил и стандартов СРО и, тем самым предотвращать появления «фиктивных» саморегулируемых организаций, которые служат прикрытием для своих членов и не ставят перед собой задачу осуществления внутреннего контроля.

В целях предупреждения появления аналогичных ситуаций, Ассоциация «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью» отслеживает и обобщает положительную практику и ознакомляет с ней своих членов, выполняя одну из основных своих задач - содействие соблюдению общественных интересов саморегулируемых организаций.

www.nosoun.ru