Депутат Шрейдер предложил поправки в Федеральный закон о капремонте.

08.02.2012

Виктор Шрейдер напомнил, что существует два пути выполнить капитальный ремонт жилого дома. Первый – участие в адресной программе в рамках реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с привлечением средств бюджетов разных уровней и собственников. Однако по существующей норме этого закона собственники жилья обязаны профинансировать не менее пяти процентов всей стоимости капитального ремонта, что зачастую очень обременительно для жильцов многоэтажек.

В пояснительной записке Виктора Шрейдера к законопроекту указано: «Необходимо ограничить участие собственников помещений в многоквартирном доме твердым размером долевого финансирования и предоставить органам местного самоуправления полномочия по уменьшению возможной доли участия собственников помещений в финансировании капитального ремонта с учетом платежеспособности населения каждого конкретного муниципального образования». То есть Виктор Шрейдер предлагает в федеральном законе ограничить участие населения в капремонте пятью процентами и отказаться от существующей нормы «не менее пяти процентов». Даже более того, дополнить Федеральный закон еще одним предложением: «Органы местного самоуправления вправе уменьшить указанный размер долевого финансирования капитального ремонта или исключить его вообще в соответствии с муниципальными правовыми актами с компенсацией за счет средств местных бюджетов». Таким образом, суть поправок заключается именно в облегчении финансового бремени для собственников жилья в многоквартирных домах. Данная мера позволит получить государственную поддержку собственникам помещений в многоквартирных домах, которые до настоящего момента, ввиду невозможности внесения соответствующих денежных средств и значительности финансовых затрат на ремонт, не могли взять на себя подобные обязательства.

Что же касается существующей балльной системы и основного критерия при отборе домов для участия в программе – процента софинансирования капремонта собственниками, то в этой части Виктор Шрейдер намерен обратиться в правительство Омской области с предложением пересмотреть действующее Положение.

– Дело в том, что федеральный закон не определяет механизм принятия решения об участии того или иного дома в капитальном ремонте, – пояснил депутат. – Положение, которое сейчас действует в Омской области, принято правительством региона. И приоритетом поставлен как раз процент участия жителей. Чем больше процент, тем больше баллов. Это не совсем объективно, на мой взгляд. Я, уже используя свой статус депутата ГД, обращусь в правительство Омской области с просьбой пересмотреть порядок формирования балльной системы. Чтобы наибольшее количество баллов получал не тот дом, чьи жители вносят больше денег, а тот, у которого срок эксплуатации дольше и техническое состояние хуже. Вот два параметра, которые должны быть главными.

Второй путь проведения капитального ремонта – добиваться его осуществления через суд, чтобы капремонт выполнял последний собственник, распоряжавшийся зданием до того, как жилые помещения были приватизированы гражданами. Во втором случае суд чаще всего обязывает выполнять работы за счет средств городского бюджета – ведь все ведомственные дома сначала переходили в собственность муниципалитета, а уже потом становились частной собственностью жильцов. Получив соответствующее решение суда, дом автоматически лишается возможности участия в программе в рамках 185-го ФЗ, а следовательно, и софинансирования капремонта из федерального бюджета. В этом случае все расходы ложатся на городской бюджет, а это непомерно большая нагрузка. Решение проблемы проведения капитального ремонта напрямую связано с отсутствием необходимых денежных средств в местных бюджетах, а также явным противоречием норм действующего законодательства. Судебные решения не могут быть исполнены в связи с явной несоразмерностью между доходной частью бюджета города Омска и расходами, связанными с проведением капитального ремонта многоквартирных домов.

Всего в городе Омске около 15 тысяч многоквартирных жилых домов. Из них требуется выполнить капитальный ремонт почти в шести тысячах на общую сумму более 32 миллиардов рублей, при этом доходная часть бюджета города Омска на 2012 год составляет менее 11 миллиардов рублей.

Дальнейшее формирование подобной судебной практики может привести к финансовой несостоятельности органов местного самоуправления и к невозможности решения вопросов местного значения.

По имеющейся информации, аналогичная ситуация также складывается и в других регионах Российской Федерации (Томск, Барнаул, Тюмень, Владивосток, Курган, Благовещенск).

Именно поэтому Виктор Шрейдер и внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект, в соответствии с которым такие дома наравне со всеми могли бы принимать участие в адресной федеральной программе по капитальному ремонту.

Суть поправок Виктора Шрейдера – чтобы федеральный Фонд на проведение капитального ремонта многоквартирных домов мог предоставлять финансовую поддержку и домам «за счет своих средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в случае принятия судебных решений, обязывающих органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществить капитальный ремонт многоквартирных домов». Внесение данного изменения позволит направить средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, в отношении которых имеются судебные решения.

Таким образом, ремонт многоквартирных домов по решению суда осуществлялся бы из бюджетов всех уровней: федерального, областного и муниципального. Эти поправки в значительной мере снизят финансовое бремя, возложенное исключительно на муниципалитеты, и в результате позволят более активно проводить капремонты домов.

И третья поправка депутата Государственной Думы Виктора Шрейдера направлена на то, чтобы Фонд на проведение капитального ремонта многоквартирных домов продлил свою деятельность до 1 января 2016 года, а не прекратил её с 1 января 2013-го.